Версия для слабовидящих
Методическая деятельность
Методические выступления
Дата
Выступление
05/10/2021
  • «Здоровьесберегающие технологии в школе»
  • Формат: выступление очное
  • Вид мероприятия: семинар
  • Форма участия: спикер/педагог/ведущий
  • Направленность: методика преподавания предмета
22/03/2022
  • «Проектная деятельность в начальной школе»
  • Формат: выступление очное
  • Вид мероприятия: семинар
  • Форма участия: спикер/педагог/ведущий
  • Направленность: иное
30/08/2022
  • Технология смыслового чтения
  • Формат: выступление очное
  • Вид мероприятия: семинар
  • Форма участия: спикер/педагог/ведущий
  • Направленность: иное
26/10/2022
  • «Роль смыслового чтения в организации учебного процесса в начальной школе»
  • Формат: выступление очное
  • Вид мероприятия: семинар
  • Форма участия: спикер/педагог/ведущий
  • Направленность: методика преподавания предмета
12/01/2023
  • «Педагогическая мастерская» как организация совместной творческой деятельности обучающихся по построению знаний на современном уроке»
  • Формат: выступление очное
  • Вид мероприятия: семинар
  • Форма участия: спикер/педагог/ведущий
  • Направленность: иное
29/05/2023
  • «Здоровьесберегающие технологии на ИКТ-уроках»
  • Формат: выступление очное
  • Вид мероприятия: семинар
  • Форма участия: спикер/педагог/ведущий
  • Направленность: методика преподавания предмета
Современные образовательные технологии
Учебный год
Образовательная технология
2021 / 22
  • Технология проектной деятельности
  • Классы: 1 и 2 классы
  • Обоснование применения: Технология проектной деятельности. (Д.Дьюи) Технология проектной деятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Метод проекта предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных приемов и средств обучения, а с другой стороны - интегрирование знаний, умений из различных отраслей науки, техники, технологии, творческих областей. В конце обучения осуществляется итоговый контроль, цель которого является разработка и защита индивидуального проекта. Результат использования технологии: 1. Получают хороший практический жизненный опыт самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию адекватно оценивать свою работу и работу сверстников, обосновывать оценочный результат, выделять положительное и определять недостатки, делать корректные замечания. 2.Создают проекты на бумажных носителях (созданы индивидуальные проекты «Моя семья», «Моя школа», также коллективные проекты «В гостях у сказки», «Елочка», «Украшаем класс к празднику», «Мое любимый питомец», «Страна здоровья») и др. 2.Выступают с индивидуальными проектами на уроке перед одноклассниками. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации, саморазвитии и социализации. Ни для кого не секрет, что обучающиеся не могут применять на практике, имеющиеся знания. Например, рассчитать необходимое количество обоев для оклейки стен в комнате. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту. Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа учителя начальных классов строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. I. При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. II. Темы проектов учащихся младшего школьного возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности. III. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. IV. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Функции творческих проектов: Дидактическая – направленная на углубление процесса формирования системы политехнических, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков. Развивающая - развитие моторики и творческих способностей, психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи). Познавательная – расширение кругозора учащихся, познавательных интересов, формирование мировоззрения. Воспитывающая – становление положительных морально-волевых качеств личности ребёнка: инициативность, коммуникативность, самостоятельность, широта интересов, предприимчивость. Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект - это то, что мы делаем). (А.В.Горячев) Цель и учебные задачи работы над темой в проектной деятельности. Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся начальной школы (информационных, проектировочных, коммуникативных, креативных и др.) через их включение в технологию проектной деятельности. Учебные задачи: 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества; -формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения, культуре других народов; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт; - формирование эстетических потребностей; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. 2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); - развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации.); - развитие умения использовать различные способы поиска информации (в справочниках, энциклопедиях, сети Интернет и др.); - формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера; - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД) - формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи проектной деятельности; - формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД) - формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; - формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога ( вход, поддержание, выход, учет результатов); - формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности; - формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек, видов и типов проектов, форм презентации и др.) (коммуникативные УУД). 3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: включены в программу по предметным областям. Этапы проектной деятельности. Для начальной школы, исходя из новых ФГОС, наиболее подходящей является технология А.В. Горячева: 1) Выбор темы (далее выбор аспектов данной темы). 2) Сбор сведений (сбор, систематизация, хранение информации по теме). 3) Выбор проектов. 4) Реализация проектов. 5) Презентация (защита проектов). 6) Оценивание проектной деятельности. Этапы работы над проектом: Выбор темы Выбор темы - это организуемая и координируемая учителем процедура, результатом которой является компромисс - тема, определяемая как интересами детей, так и возможностями учителя (примечание: если тема проекта заложена в тематическом планировании, в УМК . Выбрав тему в сотворчестве с учащимися, учитель составляет её матрицу, фиксируя предполагаемые проекты для раскрытия темы и намечая источники информации (учебные и внеучебные). Тема может быть связана с различными учебными дисциплинами. Если детей увлекает работа над темой, то использование деталей изучаемой темы на уроках позволит повысить мотивацию обучения. Мы не раз говорили, слышали, да и конечно же, применяли на практике принцип «Учите, играя», строили и строим уроки на единой сюжетной основе. Такого же принципа будем придерживаться и в работе над темой. Сбор, систематизация и хранение информации по теме. Параллельно с включением темы в учебные дисциплины идет сбор информации. Вся информация по теме не только собирается, но и систематизируется как в учебной деятельности, так и внеклассной работе с детьми. Учитель предлагает вниманию ребят те или иные аспекты темы (ПО АСПЕКТАМ ТЕМЫ МОЖНО СОБИРАТЬ «ПОРТФОЛИО»). Несмотря на то, что тема едина для всех, возможность выбора аспекта темы, который интересует ребёнка, создаёт для него ситуацию свободы выбора. В процессе выбора областей интересов внутри темы их совокупность бывает удобно изображать на схеме. Назовём её условно «паутинка темы». В центре схемы располагается название изучаемой темы, а на расходящихся в разные стороны лучах записываются названия областей интересов внутри темы. Если какой-либо аспект подразделяется на ряд других, то лучи разветвляются. В начале работы над темой эта схема упрощена и скорее напоминает солнышко с лучиками. Название «паутинка» схема начнёт оправдывать позже, когда каждый аспект, точка зрения станет подразделяться на несколько других. Например, рассматривая какую-либо тему в историческом аспекте, можно прослеживать её в истории разных народов мира. Выбор и реализация проектов Учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит их с множеством проектов, которые позволяет выполнить изучаемая тема, оставляя, однако, детям возможность самим придумать свои проекты. Важно, чтобы в любой момент в классе выполнялись параллельно несколько творческих работ. Составляя список проектов, надо ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разные виды деятельности. Желательно, чтобы выбранные проекты начальной школе были: А). Учебными: -по количеству участников 1. Индивидуальные (получаемый продукт - результат работы одного человека), впоследствии из таких личных изделий (материалов) можно простым объединением сделать коллективный продукт. 2. Групповые (работа в малых группах - выставки, ярмарки, сценки, макеты, коллажи, игры, сборники стихов и.т.д.) 3. Коллективные( получаемый продукт-результат деятельности всего классного коллектива: концерт, праздник, спектакль с общей подготовкой и репетициями и др.). - по содержанию 4. Интегрированные (используются знания из различных областей ; интеграция -от латинского INTEGRATIO- восстановление, восполнение, объединение в целое. Означает связь, согласованность между предметами и явлениями, установление причинно-следственных связей). 5. Монопредметные(в рамках одной предметной области – монопроекты). План урока – проекта (монопроекта): а). Актуализация знаний. б). Постановка проблемы исследования (знание – незнание). в). Выдвижение гипотез (предположений). г). Работа в группах, парах (подтверждение или опровержение гипотез). д). Защита гипотез по направлениям (аспектам) темы (презентация продукта). е). Общие выводы. 6. Фантастические (ориентированы на изучение несуществующих явлений, разработку проектов, безусловно полезных в познавательном смысле, но нереальных с точки зрения сегодняшнего дня: «Машина времени», «Космическая электростанция» и др. 7.Теоретические (предполагают работу по изучению и обобщению материа -лов, содержащихся в разнообразных теоретических источниках: «Русская псовая охота как часть русской национальной культуры» и др.) 8.Эмпирические (ориентируют ребенка на проведение собственной экспериментальной работы, обработку и обобщение полученных результатов: «Идеальный учитель для первоклассников», «Скрещивание комнатных растений» и др.) Б). Социальными (по определению Г.М. Беспаловой социальный проект – вид социального проектирования, наиболее сложная форма организации социального действия; примеры социальных проектов: день здоровья, фильм о классе (школе), авторская еженедельная газета, детское адвокатское бюро, детский парламент и др. Социальный проект (последовательность действий) В). Исследовательскими, связанными с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально- творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности.( А.И.Савенков) Принципы исследовательского обучения: 1) принцип ориентации на познавательные интересы учащихся; 2) принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение; 3) принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения; 4) принцип опоры на опыт учащихся, их самостоятельность; 5) принцип формирования представлений о динамичности знания; 6) принцип освоения знаний в единстве со способами их получения; 7) принцип постоянного взаимодейсвия с учащимися исходя из новой позиции учителя – консультанта- фасилитатора (Слово «фасилитация» происходит от латинского корня, обозначающего «помощь». Так отмечают особую позицию, которую занимает педагог, отказывающийся от роли эксперта или транслятора информации в пользу роли помощника, сопровождающего собственный поиск участников.) Методы исследования: Анализ информации, синтез, сравнение (предметов, объектов, явлений, текстов и.т.д.), обобщение, наблюдение, моделирование (ситуаций, объектов, текстов, пособий и.т.д.), экспериментирование, анкетирование, тестирование и обработка результатов и др. Этапы исследовательской деятельности 1). Постановка проблемы. 2). Изучение теории вопроса. 3). Подбор методик исследования и практическое овладение ими. 4). Сбор собственного материала. 5). Анализ и обобщение. 6). Научный комментарий или собственные выводы. Презентация проектов После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, а также они должны услышать похвалу в свой адрес. Хорошо если на презентации (представлении результатов проекта) присутствуют не только другие дети, но и родители, учителя других классов, все желающие. Проекты по временным затратам бывают долгосрочные (четверть, полгода, год), краткосрочные (урок, день, неделя, месяц). Если проект долгосрочный, то целесообразно выделить промежуточные этапы и проводить «защиту» каждого этапа, получая положительное подкрепление. «Самопрезентующимися» проектами являются спектакли, концерты, показ мод, праздники - утренники, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, макетов, кулинарных изделий и игрушек надо организовать в виде ярмарок, выставок, «организации школьного музея прикладного искусства» и т.д. Оформление проектов осуществляется согласно технологии А.В. Горячева. ( Не следует представлять одни только творческие работы детей- это верхушка айсберга (последний этап технологии- защита проекта). Структура оформленного проекта: 1). Титульный лист ( включает название проекта (тему), его тип, вид (какой проект по количеству участников, временным затратам, содержанию), исполнителей проекта, руководителей проекта (назвать). 2). Цель проекта согласно ФГОС ( Например: Формирование образовательных компетенций ( информационных, креативных, проектировочных и др.) учащихся 2-б класса через их включение в долгосрочный коллективный проект по теме «Цветочный калейдоскоп».) 3). Учебные задачи проекта, направленные на достижение личностных результатов обучения ( см. ФГОС, перечислить); Учебные задачи проекта, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД – перечислить ). Учебные задачи проекта, направленные на достижение предметных результатов обучения (см. ФГОС, перечислить). 4). Этапы работы над проектом (перечислить). 5). Выбор темы ( Что явилось «толчком» для выбора именно этой темы (проблема класса, просмотр фильма, заинтересованность в приобретении новых знаний, навыков и.т.д.). Каким образом выбирали тему проекта? Может быть на классном часе через организацию мозгового штурма. В данном разделе необходимо описать проведенный мозговой штурм ( или эвристическую беседу, академическую дискуссию, др. интерактивные методы и формы взаимодействия с учащимися). 6). Сбор, систематизация, хранение информации по теме («Паутинка темы», «Матрица проекта», «Портфолио по теме»). 7). Выбор проекта ( проектов по теме) ( Какие виды проектов можно было бы выполнить по этой теме и почему выбрали именно данный проект? Актуальность проекта. Соответствие проекта интересам, потребностям учащихся, индивидуальным особенностям). 8). Реализация проекта (Можно представить технологические карты, таблицу взаимодействия субъектов проектной деятельности, способы деления на группы, названия групп, позиции и роли учащихся, содержание деятельности, памятки-алгоритмы, промежуточные результаты). 9). Презентация проекта (Где состоялась, как проходила (коротко написать), приложить сам творческий продукт ( либо фотографии и др.), полученные грамоты, благодарности). Для оценивания проектной деятельности учитель может использовать самоанализ урока в инновационном режиме, критерии технологической компетентности: Самоанализ урока-проекта в инновационном режиме (памятка). 1. Характеристика класса (коротко). 2. УМК; предметная область; тип урока; тема урока (место данной темы в тематическом планировании). 3. Цель, задачи урока (проекта) (выход на тему, цель, задачи в сотворчестве с учащимися). 4. Отбор развивающего содержания; опора на опыт учащихся (виды заданий, упражнений, грамотно ли отобраны, соответст¬вуют ли теме, цели, задачам; на развитие каких УУД направлены?). 5. Использование активных, интерактивных методов, приемов обучения. 6. Присутствие различных видов активности (познавательная, со-циальная, физическая). 7. Формы организации (традиционные или интерактивные). 8. Использование образовательных технологий (ТДМ, ТРИЗ, РКМЧП, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности и.т.д.) 9. Учет принципов безотметочного обучения, использование приемов КОД. 10. Позиции и роли учащихся. 11. Позиции учителя. Стиль общения. 12. Создание подготовленной предметно-развивающей, информационной среды. Организация выбора (партнеров, центров активности, источников информации, видов деятельности, карточек- посредников, материалов и.т.д.) 13. Присутствие индивидуализации, дифференциации обучения. 14. Обратная связь на основе вербальных и невербальных реакций. 15. Подведение итогов урока в академическом, личностном, эмоциональном плане. Критерии технологической компетентности  точность и конкретность формулирования цели и задач деятельности;  оптимальность структуры деятельности для достижения запланированных результатов;  достаточность выбранного содержания для реализации деятельности, обеспечивающей запланированный результат;  адекватность применяемых интерактивных методов, приемов, форм запланированным цели и задачам деятельности;  соответствие реальных, «видимых» результатов цели и учебным задачам проекта. Учащимся же предлагается оценить свою работу согласно критериям, принятым в сотворчестве с учителем, использовать приемы КОД - контрольно-оценочной деятельности («волшебные линеечки» Г. Цукерман, «лесенки» продвижений, листы самооценки, карты успешности, табели достижений и др. (см. технологию безотметочного обучения). Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с моей точки зрения – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Литература: 1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. М.: Просвещение, 2011. 2. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. М.: Просвещение,2011. 3. Голованова Е.А. Проектная деятельность как важное направление в современной школе.//Завуч начальной школы. 2007. № 6 4.Горячев А.Работа над темой.- М.:1999. 5.Кирстен А. Хансен. Образование и культура демократии: педагогическая методика для младшего возраста.-М.:1999. 6.Куракина Н.Л. Психологические аспекты проектной деятельности.- Волгоград, 2008. 7.Козина Е.В. Организация тематического обучения и проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.// Управление начальной школой. 2012,№ 1 8.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.- М.:Просвещение,2011. 9.Проектный метод в деятельности образовательных учреждений: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт.сост.:Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.- 3-е изд., испр.и доп. – М.: АРКТИ, 2005.-96с. (развитие и воспитание) 10.Савенков А. Как провести самостоятельное исследование?//Педагогика.2001,№ 8. 11. Эктова.О.Ю., Родионова Ю.А. Проектная деятельность в начальной школе.- Волгоград, 2009. Индивидуальный социальный проект «Сохраним природу» Индивидуальный социальный проект «Наш чистый поселок» Индивидуальный социальный проект «Сохраним природу» Коллективный проект «В гостях у сказки» Групповой проект «Наши права» Групповой проект «Зимняя сказка» Групповой проект «Безопасная дорога в школу и обратно» Групповой исследовательский проект «Кисломолочные продукты» Выполнение учащимися творческих и исследовательских проектов предметного характера за два последовательных года 2021-2022 Перечень тем Количество участников Математика 1 класс «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». (Работа проводится в течение всего 1 полугодия) 5 «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». (Работа проводится в течение всего 2 полугодия) 7 Литературное чтение 1 класс О братьях наших меньших 21 Окружающий мир 1 класс Моя семья 10 Итого: 4 проекта Математика 2 класс «Математика вокруг нас» (Работа проводится в течение всего 1 и 2 полугодия) 9 Русский язык 2 класс Проект «В словари — за частями речи!» 10 Литературное чтение 2 класс Проект: «Мой любимый писатель – сказочник». 11 Проект «Мой любимый детский журнал». 13 Окружающий мир 2 класс Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». 15 Итого: 5 проектов Для определения готовности к проектной деятельности во втором классе были проведена педагогическая экспресс-диагностика, состоящая из 4 методик: 1. «Диагностика познавательной активности» (Методика «Таинственное письмо») Авторы Истратова О.Н., ЭскакустоТ.В. 2. «Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений» (Наблюдение за учащимися) 3. « Диагностика изучение уровня школьной мотивации» (Анкетирование). Автор Азарова Т. 4. « Диагностика уровня любознательности».(Анкетирование) Методика Юркевич В.С Входная диагностика была проведена в начале года. Результаты диагностики были следующими: Познавательная активность – низкий уровень превышал высокий и составлял почти -32% Коммуникативные умения были сформированы у трети класса на низком уровне Школьная мотивация, как уровень любознательности у 10% ребят были низкими Результаты помогли спланировать работу по организации проектной деятельности. В конце учебного года была проведена повторная диагностика .Она показала рост всех характеристик на 10 – 20%. Инициатива проектной деятельности стала переходить от учителя к учащимся – они сами стали предлагать темы новых проектов и проявляли больше самостоятельности в работе над проектами. Гистограмма 1: « Диагностика познавательной активности». ( Методика « Таинственное письмо») Гистограмма 2: « Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений» ( Наблюдение за учащимися) Гистограмма 3: « Изучение уровня школьной мотивации». ( Анкетирование) Гистограмма 4: « Диагностика уровня любознательности». (Анкетирование) После работы над проектами была проведена повторная диагностика. Она показала рост всех характеристик на 5 -10%. Инициатива проектной деятельности стала переходить от учителя к учащимся – они сами стали предлагать темы новых проектов. Вывод: В ходе проекта возрастают познавательные потребности младших школьников. Собственная практика расширяет кругозор ребенка, возрастает уровень любознательности. В ходе проектных работ развиваются специальные умения и навыки. Дети учатся мыслить, делать самостоятельные умозаключения. В результате наблюдений за учащимися, опросов их и анкетирования можно сделать вывод, что отношения между детьми в классе улучшились, стали более дружескими. После выполнения проектов индивидуально, парами и группами дети стремятся к взаимодействию друг с другом во внеурочное время. Повысилась степень самостоятельности учащихся, инициативности. Некоторые дети проявили себя лидерами. В процессе групповых взаимодействий произошло развитие коммуникативных навыков. Выполняя проект, 80% учащихся обращались к учебникам и другой учебно - методической, научной литературе, словарям и справочникам. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Вывод: Отмечается положительная динамика показателей количества работ и количества участников.
2022 / 23
  • Технология смыслового чтения
  • Классы: 1 и 2 классы
  • Обоснование применения: Технология смыслового чтения.(Н.Н.Сметанникова) Процесс смыслового чтения рассматривали многие ученые Ф. Смит, Н.Н. Светловская, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с: - осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; - определением основной и второстепенной информации; - формулированием проблемы и главной идеи текста. Результат использования технологии смыслового чтения: высокое качество итоговой диагностики УУД смыслового чтения и работы с текстом по следующим направлениям: 1. Навык смыслового чтения: выразительно читать, полно и сжато пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, выделять главную мысль, озаглавливать текст 2. Высокое качество комплексных итоговых проверочных работ на межпредметной основе. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, Особенно в наше время, при нынешних успехах разума. Н. Карамзин. Начальная школа – этап в жизни ребёнка, который связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. «Чтение - вот лучшее учение», «Будешь читать, будешь много знать» - высказывания старые, но очень точно выражают современную идею обучения смысловому чтению. В России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей. 34% россиян книги не читают совсем, 21% - читают произведения в кратком изложении, 17% отдают предпочтение электронной книге, 37% родителей не читают детям книги, а включают мультфильмы. По результатам международных исследований (PISA), за последние 10 лет российские подростки не поднимались выше 32-34 места по пониманию текста. Ученые установили, что навык чтения - это один из факторов, влияющий на успеваемость школьников сильнее всех. Анализ проблем, связанных с читательской деятельностью младших школьников, показал, что это связано с низкой скоростью чтения или неумением выбирать вид чтения в зависимости от цели, что снижает мотивацию и как следствие - у ученика плохая успеваемость. Немало детей наоборот, умеют читать еще в детском саду, в начальной школе они демонстрируют высокий темп чтения, но при этом не всегда понимают то, о чем говорится в тексте, некоторые обнаруживают полное равнодушие к прочитанному, а иногда и неприязнь к книге. Чтобы быть компетентным в разных вопросах учебной деятельности, ученик должен читать 120-150 слов в минуту и уметь работать с информацией. Но дети не всегда хотят читать. В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации. Если раньше у каждого ребенка была своя книжная полка, то сегодня её заменил планшет или электронная книга. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Большая часть родителей не читают сами, таким образом, являются отрицательным примером для своих детей. Традиции семейного, домашнего чтения ушли в прошлое. За последние 50 лет почти в два раза сократилось время, отведенное для обучения ребенка чтению в начальной школе, а информационная насыщенность и темп, который дается ребенку в начальной школе, вырос в несколько раз. А ведь возрастные психологические возможности ребенка остались прежние, не каждый ребенок может воспринимать текст, как опытный чтец . Такие дети с трудом понимают условие задачи по математике, задание к упражнению по русскому языку. Они испытывают трудности в выделении смысловых единиц, установлению причинно-следственных связей, не умеют формулировать основную мысль текста, задавать вопросы и отвечать на них. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической и смысловой. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Этапы становления навыка чтения: 1.Аналитический этап. Цель аналитического чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Все три компонента (восприятие, произнесение и осмысление) обучения чтению разорваны между собой – признак его - это слоговое чтение. Обычно происходит на этапе обучения грамоте. 2.Синтетический этап. Цель синтетического чтения – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом решил их. На этом этапе ребёнок начинает читать целыми словами. Главным признаком перехода на этот этап является наличие при чтении интонирования. Обычно это происходит на втором году обучения в начальной школе. 3.Этап автоматизации. Цель – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним. Техника чтения доведена до автоматизма и не осознаётся чтецом. На этом этапе дети имеют самостоятельную эмоциональную реакцию на прочитанное произведение, есть желание поделиться впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, самостоятельно обсудить прочитанное. Новые образовательные стандарты (ФГОС НОО) заставили педагогов начальной школы изменить традиционную систему обучения. Задача современной школы научить ребенка учиться, научить саморазвитию и самопознанию. Сегодня мало владеть техникой чтения: читать быстро, правильно и выразительно, нужно еще освоить приемы работы с текстом, понимать прочитанное и прослушанное произведение. Для того чтобы ученик стал активным и самостоятельным участником учебной деятельности, нужно научить смысловому чтению, то есть умению пользоваться любыми видами информации, самостоятельно добывать и использовать свои знания, умению откликаться на содержание текста, понимать текст, понимать задание к тексту, а также научить работать над техникой чтения. Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе имеет очень большое значение, потому что сегодня через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка. Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения: - понимать текст; - анализировать; - сравнивать; - видоизменять; - генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи). Выделяют следующие виды чтения: - просмотровое (вид смыслового чтения, цель которого получить общее представление о тексте) - ознакомительное (вид, с помощью которого определяется главный смысл, ключевая информация) - изучающее (вид, при котором в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего прочитанного выделяется главное, а второстепенное опускается). - рефлексивное (это самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения) Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы: - Развитие умения анализировать задание. - Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию. - Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные). - Определение последовательности событий в тексте. - Формулирование простых выводов после прочтения. - Преобразование прочитанного текста в таблицу. - Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. - Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. - Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения. - Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д. Внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО должно осуществляться поэтапно, учителю следует начинать работать над формированием навыка смыслового чтения с самого начала обучения ребенка в школе : 1 класс – обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия: - практическое отличие текста от набора предложений. - выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. - знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. - озаглавливание текста (подбор заголовков). - составление схематического или картинного плана под руководством учителя. 2 класс - обучение детей работать с текстом: - смысловое чтение; - владение пересказом разного вида; - деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); - выделение опорных слов (словосочетаний); - характеристика героев и их поступков. - подбор антонимов и синонимов к словам. - нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова. 3 – 4 класс : - обучение находить информацию; - интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному; - самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента); - нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме; - выделение главной и второстепенной информации; - прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; - самостоятельное формулирование вопросов по тексту; -сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием. Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений: -выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; -пользоваться сносками и школьным толковым словарём; -отвечать на вопросы по содержанию словами текста; -определять эмоциональный характер текста; -выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова; -опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; -определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных; -уметь прогнозировать содержание читаемого; -осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; -формулировать тему небольшого текста; -работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку; -выявлять смысловой и эмоциональный подтекст; -определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; -находить главную мысль, сформулированную в тексте; -определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам, Этапы формирования умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу: - Работа с незнакомыми словами - Работа с ключевыми словами - Работа со словами-образами - Работа с многозначными словами - Работа с фразеологизмами - Рассказы по предложению - Развитие читательского воображения - Диалог с автором текста - Техника чтения Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д. Приемы обучения смысловому чтению: 1. «Чтение в кружок». Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст». Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. 2. «Чтение про себя с вопросами». Цель: формирование умений вдумчивого чтения. Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором». 3. «Чтение с остановками». Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка". 4. «Ассоциативный куст». Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение. Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы. 5. «Чтение в парах – обобщение в парах». Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста. Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению. 6. «Читаем и спрашиваем». Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция. 7. «Дневник двойных записей». Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул. 8. «Чтение с составлением таблицы, диаграммы». Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации Ученики читают текст, внимательно анализируя его. Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму. 9. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы. Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока . «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. «Толстые» вопросы Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? «Тонкие» вопросы Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? 10. Приём «Составление краткой записи». Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе. 11. Приём «Составление вопросов к тексту». Анализ информации, представленной в объёмном тексте, формулировка вопросов к тексту, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные. 12. Приём «Вопросы к тексту учебника». Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. - Прочитайте текст. - Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? - Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? - Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание. 13. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума». Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Ромашка блума Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д. Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?». 14. Приём «Тетрадь с печатной основой». Часто применяется для структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении заданий «Прочитай текст учебника на стр.9, пользуясь введёнными терминами, опиши линии и заполни таблицу». 15. Приём «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. В переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений: «!» - помечается то, что уже известно, «-» - помечается то, с чем не согласен учащийся, «+» - помечается то, что является для учащегося интересно, «?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаем на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. 16. Приём «Кластер». Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией. 17. Приём «Ключевые слова». Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия. 18. Приём «Верные и неверные утверждения». Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-» 19. Приём «Верите ли вы…». Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы. 20. Приём «Синквейн». Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна: Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы). Поскольку данная программа является принципиально новой по своему содержанию, представим планируемые результаты еѐ выполнения полностью. 21. Прием «Написание творческих работ». Хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. 22. Приём таблица «ЗХУ» З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов; - Это рассказ; - Ванька писал письмо дедушке в деревню; - Ванька жаловался на тяжёлый труд; … У – что мы узнали, и что нам осталось узнать Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки. - Обязанности Ваньки; - Обстановка - интерьер; - Поведение; - Поступки; … 23. Дерево предсказаний. На доске рисуется силуэт дерева: Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений. Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно…","Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено. Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви). На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии. В начальной школе Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Не использовать прием больше одного раза на уроке. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами. Выпускник начальной школы научится: 1. «Получение, поиск и фиксация информации» • осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, овладения и использования информации; • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; • осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения; • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; • составлять список использованной литературы и других информационных источников. Выпускник начальной школы получит возможность научиться: • находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях; • систематизировать подобранные материалы при подготовке сообщений, сочинений, простых исследований и проектов; • хранить информацию, полученную при чтении, на бумажных и электронных носителях в виде статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т.п. Технология смыслового (продуктивного) чтения включает в себя три этапа работы с текстом: I этап. Работа с текстом до чтения 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока (учитывается общая готовность учащихся к работе). II этап. Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). 3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 5. Выразительное чтение. III этап. Работа с текстом после чтения 1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладеет навыками смыслового чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями. «Понимание и преобразование информации» Выпускник начальной школы научится: • определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст; • находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, основные события, их последовательность; • находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведѐнное утверждение; • интегрировать находящиеся в разных частях текста детали сообщения; • устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, соотнося их с идеей текста; • формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; • понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нѐм информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста; • преобразовывать сплошной текст в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); • преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; • заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; • определять место и роль иллюстративного ряда в тексте. Выпускник начальной школы получит возможность научиться: • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; • использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски для получения дополнительной информации из прочитанного; • делать выписки, составлять письменные отзывы, аннотации. 3. «Применение и представление информации» Выпускник начальной школы научится: • участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного; • использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; • составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме; • письменно отвечать на заданные вопросы; • описывать по определѐнному алгоритму (плану) объѐкт наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака: • находить и формулировать правила, закономерности; • группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака; • определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию (алгоритм) из двух-трѐх шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги) Выпускник начальной школы получит возможность научиться: • на основе прочитанного текста принимать несложные практические решения; • создавать небольшие собственные письменные тексты по предложенной теме; • представлять одну и ту же информацию разными способами; • составлять инструкцию ((алгоритм) к выполненному действию; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). 4. «Оценка достоверности получаемой информации» Выпускник начальной школы научится: • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию. Выпускник начальной школы получит возможность научиться: • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации. В целях чѐткой дифференциации понятий «навыки смыслового чтения» и «навыки литературного чтения» обратимся к требованиям ФГОС НОО по курсу литературного чтения. На уроках литературного чтения младшие школьники, опираясь на систему элементарных литературоведческих понятий, учатся: • понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; • осознавать значимость чтения для личного развития; • использовать разные виды чтения: ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое; • совершенствовать собственную технику чтения вслух и про себя; • элементарным приѐмам интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; • самостоятельно выбирать интересующую литературу; • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • строить речевое высказывание в устной и письменной форме, используя прочитанные материалы. Таким образом, в качестве учебного материала выступают не только художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация учебников по всем учебным дисциплинам. Поэтапное внедрение работы с текстом на уроках в начальной школе. Подготовительный этап. 1 класс- обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзацев, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливаем текст (подбор заголовок). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя. Начальный этап. 2 класс- обучение детей работать с текстом Смысловое чтение Владение пересказом разного вида Деление на абзацы и составление плана прочитанного текста Выделение опорных слов Характеристика героев и их поступков Подбор антонимов и синонимов к словам Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая проверочные слова Основной. Заключительный этап. 3-4 класс- обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному. Самостоятельное выделение основной мысли Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме Выделение главной и второстепенной информации Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей Большое внимание уделяется упражнениям для развития выразительности речи: Упражнения по развитию речевого дыхания. Упражнения для развития голоса, дикции. Чтение слова с разными оттенками интонации. Чтение по ролям, в лицах. Чтение, передавая чувства (радость, возмущение, печаль, гордость), в зависимости от текста. Инсценирование произведения или его эпизодов. Упражнения по развитию мимической выразительности. Большую роль в формировании навыка смыслового чтения играет беглое чтение. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. «Читаем и спрашиваем» Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном фрагменте. 3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция. «Чтение с пометками» Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V - знакомая информация, + - новая информация, - я думал (думала) иначе ? - это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Надо всегда помнить, что главная задача учителя (не единственная) – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень понимания и осмысления, а всё это начинается именно со смыслового чтения. Результаты итогового мониторинга среди учеников 1-х классов показали, что дети достигли значительных успехов в усвоении литературного чтения: повысился уровень сформированности следующих умений: определять тему и главную мысль текста - на 20 %, восстанавливать последовательность событий - на 15 %, определять тип и стиль текста – на 15 %, объяснять новые слова, опираясь на контекст – на 20 %, устно высказывать своё отношение к тексту – на 15 %, умение составлять план текста на 25%. Развитие учения смыслового чтения во втором классе: Список литературы 1. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г. 2. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г. 3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г. 4. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx ?CatalogId=959. 6. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И.Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru . 8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016
2022 / 23
  • Технология педагогических мастерских
  • Классы: 1 и 2 классы
  • Обоснование применения: Технология педагогических мастерских.(Мухина И.С.) Слово «Мастерская» появилось в отечественной педагогике в начале 1990-х годов как термин французской группы «Новое образование» под руководством Анри и Одет Бассис и Жана Пиаже.Эту технологию адаптировал в практику российского школьного образования Центр педагогического опыта при Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства во главе с Мухиной Инной Алексеевной. Технология педагогических мастерских является технологией формирования Универсальных Учебных Действий. Цель технологии: раскрывает потенциал детей, их возможности путём индивидуальной и коллективной работы приходить к новым знаниям и активно пользоваться ими. Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения 1. Мастерская построения знаний. Это мастерские, на которых обсуждаются определенные проблемы и вопросы, не знакомые обучающимся. 2. Мастерские реконструкции знаний. В данном случае идет обобщение и систематизация знаний. 3. Мастерские восстановления знаний. По-другому, это мастерские повторения и обобщения знаний. Уроки-мастерские обычно провожу в начале большой темы, при проведении интегрированных уроков. Если обратиться к конкретным результатам, то они характеризуются следующими показателями: 1. Изменился социально психологический рельеф за текущий период. 2. С помощью заданий мастерской развиваются самостоятельность и творческие способности. Педагогическая мастерская – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика. Учитель является ведущим мастером, который создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, обращается к чувствам ребенка, пробуждает в нем интерес к изучаемой проблеме (теме), не торопится давать ответы на поставленные вопросы, важную информацию подает малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся, исключает официальное оценивание работы, но дает возможность проявления самооценки учащегося, ее изменения, самокоррекции. Технология мастерских имеет свою структуру. 1. Индукция 2. Самоконструкция 3. Социоконструкция 4. Социализация 5. Афиширование 6. Разрыв 7. Рефлексия Педагогическая мастерская основывается на своих принципах и правилах ведения, о которых стоит всегда помнить, чтобы получить эффект: 1. Равенство всех участников, включая мастера. 2. Привлечение к деятельности через создание личностной мотивации. 3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. 4. Чередование форм работы, важность не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса. 5. Работа в мастерских основывается, прежде всего, на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как «вместилище красоты и смысла» Как становится очевидным, целью технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество с теми, кто рядом. Таким образом, педагогическая технология мастерских – это особый способ организации деятельности учеников, способствующий развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; формированию критического и творческого мышления. Использование технологии «Педагогическая мастерская» в работе с младшими школьниками - реальность. Результативность. Применение технологии педагогических мастерских в работе на уроках русского языка и литературы способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе учеников, стимулирует желание самосовершенствоваться. 4) Сравнивались уровни самооценки у школьников по методике Дембо-Рубинштейна «Определения уровня самооценки», модифицированной А.М.Прихожан. Таким образом, технология педагогических мастерских стимулирует учебную деятельность, вдохновляет на освоение учебного материала путём совместного творчества учителя и учеников.
Обобщение педагогического опыта
Дата
Педагогический опыт
29/09/2021
  • Открытый урок по окружающему миру "Кто такие звери"
  • Форма представления: Открытый урок
  • Уровень: внутри ОО
25/10/2022
  • Открытый урок по математике "Длина ломаной"
  • Форма представления: Открытый урок
  • Уровень: внутри ОО
01/11/2022
  • Открытый урок по окружающему миру "Наша дружная семья"
  • Форма представления: Открытый урок
  • Уровень: внутри ОО
20/04/2023
  • Открытый урок по русскому языку "Проверяемые безударные гласные в корне слова"
  • Форма представления: Открытый урок
  • Уровень: внутри ОО
16/01/2023
  • Технология проектной деятельности
04/04/2022
  • Технология смыслового чтения
06/09/2021
  • Форма представления: Технология педагогических мастерских
Авторская самооценка педагога
Учебный год
Авторская самооценка педагога
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интерва Цветовая схема Изображения